Модели поведения и мышления
Часть 3. Герой
Далее вкратце рассмотрю иные модели поведения, которые препятствуют изменениям.

Другая форма жертвы/агрессора - Герой.
Герой от жертвы отличается тем, что жертва всегда плачет, как ей тяжело. Герой не плачет. Он скорее наслаждается собственным героизмом, он не может без этого обойтись. Он нуждается в том, чтобы организовать своё пространство через испытания, трудности, что все пошло не по плану.

Глубинная задача Героя бессознательно создать себе этот трындец, пройти его, чтобы потом сказать: я ценный, потому что я могу себя уважать только в тот момент, когда я с чем-то борюсь. А если мне легко и хорошо, то это вызывает тревогу. Герой может обесценивать то, что досталось легко. Заболеть, если что-то подарили, например. Герой не может принимать. Герою все равно нужна война. Он не может находится в мирном пространстве. Он боится расслабиться. Когда все хорошо, для него это значит, что что-то не так: возникает тревога, и он сам начинает создавать напряжение.

Эта модель возникает тогда, когда ребёнок думает, что родители не справятся, а справится он, и тогда начинает всех спасать.

Задачи:

  • Обнаруживать свою ценность вне поля боя. Как я могу узнать, что я ценный? Ощутить, что я ценный, даже если ничего не добиваюсь постоянно.
  • Ради кого я бьюсь? За что я бьюсь? Могу ли я перестать биться или достигнув одного, сразу берусь за другое?
  • Когда началась моя война?
  • Учиться уважать себя просто так.
Модель пораненного сердца.

Такая модель характерна, если были травмы, полученные с недоступными родителями, холодными, отвергающими. Если были травмы в отношениях с братьями и сёстрами, когда меня предпочитали меньше, чем брата или сестру. Во взрослом возрасте это ощущается как фоновая борьба за любовь родителей: я сделаю что-то ещё. При этом прослеживается история идеализации родителей. Родители идеальные - я плохой. Иногда эта мысль позволяет избегать реальности и посмотреть, как есть на самом деле. Часто у таких людей можно заметить интроекты родительских посланий. Слияние с самим родителем или слияние с его судьбой.

Если мы делаем из своего разбитого сердца «кумира», мы застреваем в этой теме. "Я не буду даже выходить из этой истории, потому что мне нравится смотреть на это покалеченное сердце". Иначе придётся завершить отношения с обидчиком (т.е. с родителем). А задачи такой не стоит. Поэтому разбитое сердце может быть неосознанной борьбой за власть. "Я предпочитаю оставаться с разбитым сердцем, чтобы тот человек меня полюбил. Я его заставлю". Это также может быть попыткой избежать боли от других отношений.
Что помогает:

- Помогает осознавать, как вы создаёте себе из вашего разбитого сердца или ситуации - кумира.

- Как много и как часто вы возвращаетесь мыслями к тому, как вам больно. Как вы усиливаете свою боль, прокручивая в голове плохие сценарии.

- Или как вы решаете раз за разом разбивать себе сердце ещё больше, потому что у вас даже мысли нет научиться себя утешать.

Разбитое сердце может стать способом избегать жить в принципе. "У меня было разбито сердце, я больше ничего не хочу, я не рискую, я потерял весь смысл жизни". И способом отказаться от отношений. "А если я исцелюсь, то захочу отношений, а это опять больно". И так по кругу. Поэтому человек не хочет «выздоравливать».
Меня нельзя любить

Убеждение, что меня нельзя любить - это прерывание детской привязанности. Человек начинает сам заниматься исключением себя из пространства. Они обрекают отношения на крах. Обесценивают. После признания партнера в любви, все обрывают. Если ты меня полюбил, то ты идиот или слепой, потому что такого как я любить нельзя.

Часто провоцируют ситуации, чтобы устроить партнеру проверку: «А будешь ли ты любить меня такого плохого?». То же можно развернуть на работу, когда срывают сроки, не выполняют обязательства. Условно: пусть меня когда-то кто-то полюбит. Хотя я сам никогда не подпущу. «Меня нельзя любить» - решение, которое человек принимает сам.

Спросите себя:

- Что я делаю и как, чтобы не оказаться на хорошем месте? Полюбленным?
- Как я сам самого себя прячу? Как я не даю себя любить?

Замечайте всплески агрессии и потом восстановление контакта. И главная задача - это выбрать любить себя самому, даже если от меня когда-то отвернулись.
Я недостаточно хорош

Модель "я недостаточно хорош" - это способ быть невыбранным, способ избегания самореализации, целей, собственных ожиданий от себя или ожиданий, которые другие на нас накладывают. Человек как бы транслирует: «не надо ничего ожидать от меня, я все равно не справлюсь». Он использует это, чтобы не расширяться, не соприкасаться с собственным потенциалом.

  • Чего я избегаю, находясь в этой модели сознания?
  • Когда я принял такое решение?
  • В связи с чем?
  • Вижу ли я другую альтернативу?
  • Замечаю ли я другие подтверждения?
  • Кто для меня был недостаточно хорош?
  • Позамечать есть ли сверхтребования?
  • Они реалистичны?
  • Не обесцениваете ли вы любовь, которая отличается от ваших представлений?
Все рассмотренные модели призваны удерживать нас от любых изменений, позитивных в том числе.

Часто за этим удерживанием стоят вторичные выгоды:

  • Оставаться и не достигать своего желаемого.
  • Страх падения своего идеального Я. Когда есть какое-то представление о себе самом, и оно разрушится, если совершить ошибку.
  • Убеждение, если я ещё раз попробую, то больше не буду пробовать никогда. И тогда я не пробую совсем. А то не дай бог что.
  • Есть представление о самом себе как о неуязвимом.
  • Убеждение, что манипуляции - это все, что я умею.
  • Лояльность к системе. Не дай бог быть счастливее, чем кто-то.
  • Убеждение: "А вдруг мне придётся делиться. Иначе я почувствую себя должным".
  • Я боюсь что-то потерять (свободу, себя, свои убеждения), если я вдруг стану кому-то нужным.

А лучше задайте себе вопросы:

  • Чего я избегаю, чтобы не решить задачу?
  • Какие преимущества я получаю, несмотря на то, что мне больно?