To main content
 
Часть 1. Жертва

Модели мышления или как избежать позитивных изменений в жизни.
Модели поведения и мышления - это то, что мы выработали в качестве адаптации к сложным событиям нашей жизни. Некая стратегия выживания. Если брать шире, то такие модели также подсвечивают нам то, как мы выстраиваем отношения с самим собой и, следовательно, со всем остальным - будь то работа, финансы, партнер. Через это также можно посмотреть на отношения привязанности к самому себе.

Буду постепенно собирать материал по основным моделям мышления, которые преобладают в поведении людей, а именно, динамики жертвы и агрессора.
Я не претендую на оригинальность, эта тема довольно раскручена, но хочу собрать основные «постулаты», характерные для этих динамик.
Итак, первое, не стоит думать, что вы находитесь в одной лишь позиции этого континуума. Если вы были когда-то жертвой, то обязательно будете и в роли агрессора. И наоборот. Иллюзия, что позиция агрессора является более сильной.

Жертва - это всегда глубокая нужда. Она очень детская и эмоциональная. Это всегда очень рано. Глубокая нужда в любви от матери или отца. Как правило, конечно, матери. Такие люди похожи на ребенка, часто симпатичные, милые, действительно вызывают сопереживание. Подчеркивают свою беспомощность.

Во взрослом возрасте можно обнаружить проявление динамики жертвы в материальной сфере. У таких людей либо проблемы с деньгами, либо они скатываются в долги, потому что находятся в этом эмоциональном долге или эмоциональной нужде, и мир им как бы демонстрирует это с другой стороны. Плюс они не умеют принимать (хотя, как им кажется, они больше всего нуждаются): если кладёшь им в руки, они говорят «нет» или мне не достаточно. Отсюда этот долг или нужда никогда не заканчиваются.
Жертва всегда манипулятор. Они манипулируют виной, аутоагрессией, «я без тебя не могу», страхами, жалостью, сами заваливаются в собственную беспомощность. Не понимают баланса в отношениях, и поэтому все отношения рушатся. Им кажется, что они столько делают для отношений, однако, это приводит к краху раз за разом.

Смысл такого поведения – подчинить другого. Но не силой, а слабостью, в слабости очень много власти.

Партнёр жертвы часто чувствует себя использованным, как будто с бременем, ощущением «из меня постоянно что-то вытягивают», «я не хочу с этим быть, т.к.это все тревожное, заразное, неприятное». Жертва каждый раз не понимает, что происходит.
Или вторая гиперкомпенсация - я справлюсь один. Жертва часто выбирает независимость и одиночество. Как бы становясь в позу обиженного. И таким образом, закрывается от контакта с людьми. Это же касается и ее собственных целей.
Помимо этого, жертва бывает проактивна.
Она может делать множество движений, но там всегда есть манипуляция: теперь-то вы увидите, какой я ценный. «Я готов отдать отдать собственную жизнь (*мама*), лишь бы ты меня полюбила».

Стыд и вина - ключевые фигуры жертвы.
Жертва стыдится, что она есть, но ее не хотят. «Что же мне ещё сделать, чтобы получилось?» - частый вопрос этой позиции мышления. Или немой крик: я оказался в тупике, выход невозможен, я не могу измениться. Стыд за своё присутствие, может прятаться, желание занять меньше места.
Или считает, что со мной что-то не так, когда мне плохо. Это сцепка случается, когда ребёнок путает состояние «мне плохо» с «я плохой».

Задача: вырасти своей травмированной частью и научиться принимать. Жертва не может положить во внутрь, там дыра. Не может брать от других людей, потому что до сих пор ждёт от мамы. И тогда она остаётся всегда голодная.
У жертвы мер нет.
Хорошо спрашивать себя:

⁃ Есть ли предел моей любви?
Жертва готова бесконечно отдавать, хотя ей якобы ничего не дают взамен.

⁃ Есть ли здоровый баланс во всех отношениях, которые вы строите?
В том числе отношения с работой, деньгами и т.д.

⁃ Ради кого я жертвую и поддерживаю это страдание? Кто должен увидеть мои страдания?
Жертва всегда должна быть обозрима. Кто-то должен увидеть, как хорошо я пострадал: агрессор ли, мама, папа или друзья, весь окружающий мир. Жертва никогда не проживает свои страдания только внутри себя.

⁃ Каких чувств я избегаю, которые должны быть «уплачены», чтобы измениться?
Жертва предпочитает страдать, а не решать. Например, избегая тревоги, вины, стыда, любви к себе (сам себя любить не буду, подожду, когда снаружи меня кто-то полюбит, тогда я поверю). Она перекладывает ответственность, отрицая свою силу.